История

Предыстория

Городок документально известен с сер. XV в. Сменив нескольких владельцев, он в 1470-х гг. достался князю Семену Несвицкому, который тогда владел и соседним Ровно. В центре Городка на острове р. Устье стоял замок. После Несвицкого Городок и Ровно принадлежали его вдове Марии. Поселившись в Городке, она провела ряд строительных и организационных мероприятий, направленных на получение Ровно статуса города. Когда этот статус был утвержден, Мария переехала в Ровно.

Скит Киево-Печерской Лавры

Дочь Марии Ровенской Анастасия, жена князя Семена Ольшанского, подарила Городок Киево-Печерской Лавре. 1-е известие о Городке как лаврском имении датировано 6 марта 1516 г.: в тот день князь Константин Иванович Острожский, женатый на дочери Анастасии Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городка Лавре.

На острове в Городке Лавра основала свой скит. В 1590-х гг. здесь почил владыка Мелетий Хребтович-Богуринский, который с 1576 г. был архимандритом Лавры, а с 1588-1589 гг. – епископом Владимир-Волынским (сохраняя лаврское настоятельство). В 1627 г. архимандритом Лавры стал, также не раз посещавший Городок свт. Петр Могила (†1647), с 1632 г. – митрополит Киевский (также с сохранением настоятельства в Лавре.

В 1628 г. в Городке состоялся церковный собор для слушания трактата Полоцкого архиеп. Мелетия Смотрицкого о различиях православной и католической вер. В Городок Мелетий прибыл уже после тайного принятия унии. На соборе он утверждал, что принципиальных различий у Православия и католичества нет. Духовенство созвало в Киеве новый собор с участием мирян, который опроверг взгляды Смотрицкого. В том же году Мелетий публично признал себя униатом.

Под 1650 г. документы упоминают храм св. прор. Илии в Городке. Посвящение храма связано, вероятно, с памятью о князе Илии (1510†1539) – сыне К.И.Острожского, внуке Анастасии Ольшанской, владельце Ровно.

Униатский период

После Хмельниччины и Руины, Лавра и Городок оказались по разные стороны границы между протекторатом России и владениями Речи Посполитой в Украине; в этой связи Городок присвоил себе Львовский епископ Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию.

С 1715 г. Городок, по воле короля Польши, принадлежал светским вельможам, а с 1730 г. – униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому; именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII в. датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юго-запада. В 1772 г. на некотором удалении к северу от храма была сооружена деревянная колокольня (впоследствии 1-й из 2-х ярусов сделан каменным).

Имение Эстергази и Штейнгелей

Присоединив в 1793 г. Ровно к Российской империи, Екатерина II пожаловала в 1794 г. Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый хозяин переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. После Эстергази и его сына Городком владели их родственники, проживавшие в Австрии.

В 1878 г. имение купила семья инженера барона Рудольфа фон Штейнгеля. Его сын Федор (18701946), окончив физико-математический факультет Варшавского университета, стал меценатом. Современники писали о нем: «В лице его перед нами, прежде всего, один из тех немногих в нашем краю просвещенных помещиков, которые не ограничиваются эксплуатацией только своих имений, но вносят свет, добро и веру в темную крестьянскую жизнь». В 1895 г. Ф. Штейнгель открыл в Городке больницу и передал ее в ведение органов местного самоуправления. В 1896 г. усилиями барона Штейнгеля, историка Николая Беляшевского и других ученых, которых Федор Рудольфович знал со времени своей учебы, в Городке был учрежден 1-й на Волыни краеведческий музей. Многие его экспонаты были уникальными. Музей занял один из 3-х корпусов, построенных меценатом северо-восточнее храма. В 1898 г. Штейнгель открыл в селе 2-классное народное училище. В 1905 г. в усадьбе помещика прошел съезд учителей, которые решили учредить в Городке отделение Всероссийского учительского союза. Федор Рудольфович участвовал в краеведческих конференциях в Киеве, Харькове, Санкт-Петербурге, создал хор, гастролировавший во многих городах. В 1906 г. барон Штейнгель был депутатом I Государственной Думы России. Во время 1-й мировой войны он отправил коллекции музея к своим родичам на Кубань (до 1942 г. они находились в Армавире, дальнейшая их судьба неизвестна, часть этнографической коллекции хранится в Государственном краеведческом музее Ровенской области). В годы революции и гражданской войны барон Штейнгель в правительстве Украинской Народной Республики был министром торговли и промышленности, послом в Германии. После войны и включения Западной Украины в состав Польши Федор Рудольфович жил в Городке, а после присоединения в 1939 г. Западной Украины к СССР был вместе с семьей депортирован в 1940 г. в Германию, где и окончил земные дни.

Лечебница и приход

Во время Великой Отечественной войны на острове в Городке размещался военный госпиталь, в 1948-1990 гг. – областной туберкулезный санаторий. В 1950-1970-х гг. для нужд санатория соорудили ряд вспомогательных помещений. Но при этом, как и во времена новостроек Ф. Штейнгеля, архитектурной доминантой острова остался храм свт. Николая. До нач. 1960-х гг. он действовал как приход, затем был хранилищем экспонатов Ровенского краеведческого музея, в 1989 г. вновь открылся как приходской.

Возрождение монастыря

В 1991 г. санаторий закрыли, поскольку он находился в санитарной зоне промышленных предприятий, соседствующих с Городком. В том же году гражданские власти передали комплекс построек на острове Ровенской епархии УПЦ. Епархиальное священноначалие разместило при храме свт. Николая 1-е на Ровенщине регентские курсы. Невзирая на множество бытовых проблем, уже с 1 сент. 1991 г. здесь начались занятия.

В 1992 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение в Городке монастыря. В конце того же года храм свт. Николая и колокольня были заняты УПЦ КП. После этого в старинном келейном корпусе устроили домовой храм св. прор. Илии. Его освящение состоялось в праздник Похвалы Божией Матери, который в 1993 г. отмечался 3 апр. Этот день считается датой фактического возрождения обители.

22 июня 1993 г. женские регентские курсы обрели статус Духовного училища. С 1995 г. при монастыре действует музыкальная студия для детей (изучение Закона Божия, участие в богослужебном пении, рисование, рукоделие). При монастыре устроена женская богадельня. С кон. 1990-х гг. архитектурный ансамбль монастыря дополняется новыми сооружениями (см. Архитектура).